МБОУ "СШ №19"
г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
Меню

Образовательные стандарты и требования

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. К образовательным стандартам, принятым до 2009 года, применялось название «Государственные образовательные стандарты». До 2000 года, до принятия государственных стандартов по каждой ступени общего образования и специальности (направления подготовки) профессионального образования, в рамках общего государственного образовательного стандарта применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности.

ФГОС дошкольного образования

ФГОС начального общего образования (1 — 4 кл.)

ФГОС основного общего образования (5 — 9 кл.)

ФГОС среднего общего образования (10 — 11 кл.)

Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования
  • духовно-нравственное развитие и воспитание
  • Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

 Уважаемые родители!

   С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

   Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?

   Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 7 «закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

   Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?

   Стандарт выдвигает три группы требований:

  • требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
  • требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования
  • требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

   Что является отличительной особенностью нового стандарта?

отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

   Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, сформированность основ гражданской идентичности.

   Метапредметные: освоение обучающимися универсальных учебных действий овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

   Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы.

оценивание предметных результатов происходит по 2-м уровням:

  • базовый уровень, обязательный для всех и необходимый для успешного продолжения учёбы на следующей ступени.
  • повышенный уровень, который проверяет способность ученика выполнять такие задания, в которых нет прямого указания на способ выполнения, и ученик сам должен выбрать этот способ из набора известных, уже освоенных им. (в учебниках предусмотрены задания повышенного уровня, обозначенные специальными символами). эти задания не являются обязательным требованием и не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

   Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (икт) и формирование способности их грамотно применять (икт-компетентность).

   Учебно-воспитательный процесс. Учебно-воспитательный процесс осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, т.е. на уроках и во внеурочной деятельности формируются различный виды универсальных учебных действий, необходимые школьнику. в учебный план начальных классов, кроме учебных предметов, включены занятия внеурочной деятельности по 5 направлениям.

   В чём отличие образовательной программы начального общего образования?

   Новый учебный план начальной школы состоит из 2-х частей

   1-я часть – это набор традиционных предметов (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, физкультура, музыка, изо, труд – в том же количестве часов в неделю, что и прежде) но в новом плане есть и 2-я часть: внеурочные занятия по различным направлениям, ориентированные на воспитание и развитие детей.

   Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

   Содержание занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

   Содержание внеурочной деятельности отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся.

   С введением ФГОС изменилось не столько содержание обучения, сколько подход к обучению. в этом состоит одно из главных отличий новой программы.

   Речь идёт о том, что сегодня учитель начальных классов не предлагает детям на уроке готовые знания в виде правил, формулировок, выводов, а учит добывать эти знания, осмысливать, выводить правило, а затем помогает научиться активно применять полученные знания, самостоятельно пополнять и развивать их новый подход можно выразить такой формулой: научить ребёнка учиться.

   Следует обратить внимание и ещё на одно отличие новой образовательной программы, которое связано с оценкой результатов обучения.

   Не все результаты, о которых говорилось выше, можно оценить с помощью пятибалльной отметки.

   Поэтому наряду с обычной отметкой, которая подходит доля оценивания предметных результатов, появилась и другая, накопительная оценка достижений – портфолио.

   В портфолио собираются детские работы, результаты проверочных и контрольных работ, итогового тестирования, другие материалы, которые отражают успехи ребёнка, результаты его продвижения.

   Внедрение ФГОС НОО и ФГОС ООО с 01.09.2022 г.
Уважаемые родители!

   Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые государственные образовательные стандарты. Это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России, обеспечивающий единство подхода к образованию и воспитанию обучающихся. Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников. Обновленные ФГОС начнут действовать с 1 сентября 2022 года для обучающихся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей). 

   В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит, как полученные знания пригодятся ему в жизни. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.

   Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое  оборудование.